Совместная музыкально – логопедическая деятельность «Путешествие по сказкам»
В работе с дошкольниками, у которых есть различные дефекты речи, положительную роль играют совместные занятия и развлечения логопеда и музыкального руководителя. Они объединяют систему движений, музыки и словарного наполнения.
Это активизирует познавательную деятельность и эмоциональную сферу ребёнка, помогает адаптации к условиям внешней среды.
В нашем детском саду такая работа проводится систематически, одно из музыкально-логопедических развлечений прошло недавно в группе № 7 (воспитатель Бутусова Т.П. и Шеремет Т.Ф.) Оно называлось «Путешествие по сказкам».
Ведущий пригласил всех ребят в увлекательное путешествие, где их ждали встречи с разными сказочными героями, интересные задания, трудные испытания, а также шутки и веселье. И конечно — хорошее настроение! А с собой в путь дети взяли «Песенку – неунывайку», которую исполнили ребята из кружка «Песенки на лесенке».
Первой дошколятам встретилась на пути Кошка Мурка, которая говорила так, что никто не мог её понять. А дело было в том, что Кошка не выговаривала половину звуков. Ребята подсказали Мурке, как можно исправить произношение – научиться выполнять артикуляционную гимнастику для язычка. Кошка с удовольствием повторяла за дошколятами упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Часики», «Качели», «Лошадка» и другие.
И у неё всё получилось! Говорить она стала так, что все её стали прекрасно понимать. Но ребята предупредили Кошку, что эти упражнения надо выполнять каждый день и не лениться!
Ведущий предложил Кошечке отправиться в путешествие вместе со всеми. Как раз кстати, тут появился сказочный сундучок, в котором хранились чудесные вещи: наливное яблочко, блюдечко и волшебная палочка.
Благодаря им, дети встретились с героями русских народных сказок: Бабой Ягой, Водяным, Кощеем Бессмертным. Они вместе с детьми веселились, играли в русские народные игры: «Плетень», «Бубенцы», «Бабка Ёжка», водили хороводы. А также предлагали разные логопедические задания: произнести скороговорки, правильно закончить РН пословицы, верно расставить дни недели и времена года. Конечно, у всех было хорошее настроение. В конце развлечения дети получили за свои старания сладкие угощения из волшебного сундучка. Они надолго запомнили это весёлое и познавательное путешествие.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:
- Развивать дыхание, развивать координацию движений и моторные функции.
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов;
- Развивать речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи.
- Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений: Вот, что должен развивать муз. руководитель:
- Музыкальный руководитель: Развивает и формирует :слуховое внимание и слуховую память; оптико-пространственные представления; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умение передавать несложный темп и ритм дыхания и речи; фонематический слух.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Музыкальный руководитель Черновская Л.Т.